Во время разработки проектов строительных объектов культурного назначения (театров, кинотеатров, концертных залов и т.д.) на инженеров возлагается максимальная ответственность не только по архитектурной планировке, но и по микроклиматическим инженерным системам. Особенная сложность выполняемых работ заключается в проектировании сцены и зрительного зала.
Организация эффективно функционирующей микроклиматической системы для зрительных залов, задачей которой является регулярное поддержание оптимальных параметров воздушного потока на территории рабочей зоны, возможна лишь в том случае, если инженеры-проектировщики учтут многие важные факторы.
Специалистам под силу определить необходимое количество подаваемой и удаляемой воздушной массы, вычислить ее параметры с целью организации комфортных условий пребывания в зале, а также получить данные параметры во время обработки уличной воздушной массы в приточных системах вентиляции и системах кондиционирования. Совсем по-другому обстоят дела со схематическим представлением системы обмена воздушными потоками в помещении, которая должна поддерживать микроклиматические параметры и эффективно функционировать на протяжении всего периода эксплуатации. Вся сложность ее организации заключается в том, что система обмена воздушными потоками должна органично вписываться в архитектурно-композиционное решение обслуживаемого помещения, а также его интерьер. Помимо этого, выбор системы заключается в учете скорости и характера движения воздушной массы внутри помещения. На последние два параметра влияют следующие факторы:
- Вид и равномерность выделения опасных для здоровья веществ на всей территории зрительного помещения.
- Температурная разность приточной воздушной массы и воздуха, находящегося в рабочей зоне помещения.
- Объем и скорость высвобождения приточной воздушной массы.
- Фактическое количество посетителей в помещении.
- Конструкция и расположение приточного и вытяжного оборудования. Конструктивное решение может считаться высококачественным лишь в том случае, если правильно реализованы инженерные, технологические и архитектурные составляющие.
Как показала практика, эффективное функционирование систем обмена воздушными массами в помещении происходит в случае незначительного дозирования разнонаправленных струй, подаваемых приточным устройством, и противоположно рассредоточенных в помещении каналов вытяжного устройства.
Еще в 78 году прошлого века специальная рабочая группа ученых получила задание от строительного ведомства СССР на проведение микроклиматических исследований на объектах культурного назначения, внутри которых установлено автоматизированное оборудование. Для экспериментов были выбраны несколько десятков зрелищных залов. Местом проведения мероприятий были не только просторы СНГ, но и Венгрия, Чехословакия и Германия (на территории этих государств ученые проверили 15 объектов). Для ознакомления с некоторыми результатами исследований создана Таблица 1. Остальные результаты были исключены из таблицы по причине своей аналогичности. Отметим, что подобные исследования проводятся по сей день.
Строительная практика предусматривает некоторые разновидности систем обмена воздушной массой, используемых в помещениях с большой площадью. До 50-х годов минувшего столетия во время организации микроклимата помещений зрительного назначения российские и зарубежные инженеры пользовались схемами, предполагающими верхнюю подачу воздушного потока (над рабочей зоной). Сейчас же новые зарубежные театры и реконструированные помещения получают воздушный поток снизу рабочей зоны. Инженеры полагают, что такой вариант подачи воздуха имеет массу преимуществ.
Таблица 1. Результаты микроклиматических экспериментов в зданиях культурного назначения
Здание культурного назначения |
Вместимость, человек |
Тип схемы обмена воздушными массами в зале для зрителей |
Вентиляционная система |
Объем приточной воздушной массы на одного человека, м3/с |
Микроклиматическая обстановка в рабочем пространстве обслуживаемого помещения, определенная во время исследований |
|||||
Проектируемый |
Фактический |
tВ, °С |
φВ,% |
VВ, м/с |
CO2 |
Присутствие шума |
||||
Московский Государственный Академический Большой театр (ГАБТ) |
2,2 тыс. |
зональный |
МВС, СКВ |
77 |
71 |
Превышает норму |
Не соответствует норме |
Местами выше нормы |
Превышает норму |
Отсутствует |
Кремлевский Дворец Съездов (КДС) в Москве |
6,18 тыс. |
ниже-ниже-выше |
МВС, СКВ |
60. |
43 |
Превышает норму |
Не соответствует норме |
Местами выше нормы |
Превышает норму |
Отсутствует |
Филиал Государственного Академического Малого театра (ГАМТ) в Москве |
0,75 тыс. |
ниже-выше-выше |
ЕВС, МПС |
65,5 |
42 |
Превышает норму |
Не соответствует норме |
Местами выше нормы |
- |
Отсутствует |
Московский Новый театр на Таганке |
0,73 тыс. |
ниже-выше-выше |
ЕВС, СКВ |
68,5 |
68,5 |
Норма |
Норма |
Выше нормы |
- |
Отсутствует |
Московский Театр «Современник» |
0,8 тыс. |
ниже-ниже-выше |
МВС, СКВ |
40 |
30 |
Превышает норму |
Не соответствует норме |
Выше нормы |
Превышает норму |
Присутствует |
Большой зал Государственного Центрального Академического кукольного театра (ГЦКТ) в Москве |
0,501 тыс. |
ниже-выше-выше |
МВС, СКВ |
56 |
48 |
Превышает норму |
Не соответствует норме |
Выше нормы |
Превышает норму |
Отсутствует |
Московский Театр имени Моссовета |
1,3 тыс. |
зональный |
МВС, СКВ |
52,3 |
52,3 |
Превышает норму |
Не соответствует норме |
Выше нормы |
Превышает норму |
Отсутствует |
Московский Государственный концертный зал «Россия» (ГКЗ) |
2,512 тыс. |
зональный |
МВС, СКВ |
62 |
52 |
Превышает норму |
Не соответствует норме |
Выше нормы |
- |
Отсутствует |
Московский Государственный Академический Художественный театр имени Горького (МХАТ) |
1,35 тыс. |
ниже-ниже-выше |
ЕВС, МВС, СКВ |
74 |
60 |
Превышает норму |
Не соответствует норме |
Местами выше нормы |
Превышает норму |
Отсутствует |
Концертный зал Дворца культуры Олимпийской деревни (ДКО) в Москве |
1,25 тыс. |
ниже-ниже-выше |
МВС, СКВ |
54 |
24,3 |
Превышает норму |
Не соответствует норме |
Превышает норму в некоторых местах |
- |
Присутствует |
Концертный зал «Октябрьский» в Санкт-Петербурге |
4 тыс. |
ниже-ниже-выше |
ЕВС, МВС, СКВ |
50 |
47 |
Превышает норму |
Не соответствует норме |
Превышает норму в некоторых местах |
- |
Отсутствует |
Минский Театр музыкальной комедии |
0,815 тыс. |
ниже-выше-выше |
ЕВС, МВС,МПС |
90 |
63 |
Превышает норму |
Не соответствует норме |
Превышает норму в некоторых местах |
- |
Присутствует |
Самарский Театр драмы имени Горького |
1,001 тыс. |
зональный |
ЕВС, СКВ |
69,4 |
66 |
Превышает норму |
Не соответствует норме |
Превышает норму |
- |
Отсутствует |
Краснодарский Театр драмы имени Горького |
1 тыс. |
ниже-ниже-выше |
ЕВС, СКВ |
110 |
55,8 |
Превышает норму |
Не соответствует норме |
Превышает норму |
- |
Присутствует |
Киевский Театр оперы и балета |
1,8 тыс. |
зональный |
ЕВС, МВС, СКВ |
66 |
66 |
Превышает норму |
Не соответствует норме |
Превышает норму |
- |
Отсутствует |
Дворец культуры имени Ленина в Алма-Ате |
3,006 тыс. |
зональный |
ЕВС, МВС, СКВ |
43 |
43 |
Норма |
Отсутствует холодильная установка |
Превышает норму в некоторых местах |
Превышает норму |
Отсутствует |
Тбилисский Концертный зал Грузинской филармонии |
2,5 тыс. |
зональный |
МВС, СКВ |
52 |
56 |
Норма |
Отсутствует холодильная установка. |
Превышает норму в некоторых местах |
- |
Отсутствует |
Петрозаводский Русский театр |
0,83 тыс. |
ниже-ниже-выше |
ЕВС, МВС, МПС |
40 |
40 |
Периодическое включение системы |
Присутствует |
|||
Дворец культуры имени Ленина в Баку |
2,5 тыс. |
ниже-ниже |
ЕВС, МВС, СКВ |
64 |
64 |
Норма |
Норма |
Превышает норму в некоторых местах |
Превышает норму |
Отсутствует |
Ереванский Театр оперы и балета |
1,12 тыс. |
зональный |
МВС, СКВ |
42,5 |
57,5 |
Превышает норму |
Не соответствует норме |
Превышает норму |
- |
Присутствует |
Ташкентский Театр оперы и балета |
0,898 тыс. |
зональный |
ЕВС, МВС, СКВ |
110 |
- |
Норма |
Не соответствует норме |
Превышает норму |
- |
Отсутствует |
Кишиневский Театр оперы и балета |
1,5 тыс. |
ниже-выше-выше |
ЕВС, СКВ |
44 |
- |
Превышает норму |
Не соответствует норме |
Превышает норму |
- |
Присутствует |
Вильнюсский Театр оперы и балета |
1,5 тыс. |
зональный |
МВС, СКВ |
37 |
37 |
Превышает норму |
Не соответствует норме |
Превышает норму |
- |
Отсутствует |
Московский Детский музыкальный театр имени Сац |
1,124 тыс. |
выше-выше |
МВС, СКВ |
57 |
- |
Периодическое включение системы |
Присутствует |
Разберемся с некоторыми табличными обозначениями. Типы «ниже-ниже-выше» и «ниже-выше-выше» указывают на «подачу-высвобождение-высвобождение» и «подачу-рециркуляцию-высвобождение» воздушного потока. Под МВС следует понимать механическую вентиляционную систему, а под ЕВС – естественную. Под СКВ нужно понимать систему кондиционирования воздушной массы, а под МПС – механическую приточную систему.
Воздухообмен в помещениях (подача воздуха снизу), где К - кондиционер (приточная установка), КСД - камера статического давления, ЕВС - естественная вытяжная система, РВУ - рециркуляционная установка, ППК - противопожарный клапан.
Невзирая на сложность реализации конструкции пола зрительного помещения, под которым должна располагаться объемная камера статического давления, а также невысокие температуры и скорости приточной воздушной массы, рассредоточенная снизу раздача нагнетаемого воздушного потока является достаточно эффективной. Данный факт подтверждают множественные испытания. На эффективность действия подобной схемы влияют следующие факторы:
- Рабочая зона зрительного зала ограничена высотой: она расположена на двухметровом расстоянии от границы пола.
- Для приточной воздушной массы предусмотрено одно направление движения. Кроме того, по аналогичной схеме двигаются свободные конвективные потоки удаляемой воздушной массы, которую нагрели посетители, а также другие источники. В результате весь объем зала наполняется свежим воздухом и, соответственно, уменьшается турбулентность.
- Рабочая зона обслуживаемого помещения заполняется уличным воздухом, который подготавливает приточная установка (кондиционер). Преимущество такого подхода заключается в том, что воздушная масса предварительно не смешивается с уже переработанным воздушным потоком, имеющим совсем другие параметры.
- Все рабочие зоны помещения зрительного назначения равномерно душируются с помощью мелких доз воздуха. При этом система демонстрирует эффективное функционирование, невзирая на объемно-планировочное решение и фактическую посещаемость помещения.
- Направляемый внутрь помещения уличный воздух обрабатывается гораздо лучше и, как результат, содержит в себе минимальное количество пыльных частиц. Вместе с тем камера статического давления выравнивает скорость воздушного потока.
Если определять производительность системы обмена воздушными массами в зале, которая схематически реализована по принципу «ниже-выше», нужно учитывать, что при калькуляции ассимиляции лишнего тепла в помещении в расчетную часть добавляют только лучистую тепловую энергию от осветительных приборов, скрытую и частично явную тепловую энергию. При этом не учитывается явная тепловая энергия светового оборудования (включая ту, которую передают софиты) и частично явная тепловая энергия посетителей, а также тепловая энергия, поступающая посредством внешних ограждений. Тем самым, подтверждается эффективность и рентабельность систем обмена воздушными потоками помещений, в которых воздух циркулирует по типу «зональный» и «ниже-выше». В многоярусных помещениях также рекомендуется нагнетание и высвобождение воздуха в аналогичном направлении.
На территории государств Евросоюза системы обмена воздушными потоками с нагнетанием последних в рабочее пространство и потолочным высвобождением активно используются как при разработке строительных и реконструкционных проектов, так и при проектировании восстановления строительных объектов, которые были разрушены в военное время.
Наглядным тому примером является лейпцигский Театр оперы и балета, берлинский Дворец съездов и Театр оперы и балета, дрезденский Дворец культуры и Театр оперы и балета, а также Немецкий театр Веймара, где воздушная масса нагнетается по принципу «ниже-выше» посредством камеры статического давления. Дрезденский театр оперы и балета, в зрительном зале которого предусмотрено несколько ярусов, восстанавливался на базе оригинального инженерного проекта с постоянным контролем его соответствия установленным нормам. Вместе с тем для создания под полом каждого яруса камеры статического давления, имеющей необходимую высоту, инженерам пришлось уменьшить в размерах один ярус.
Дьерский новый театр и восстановленный будапештский театр (располагается на территории Кремлевского замка) проектировались с учетом установки систем обмена воздушной массой, которая должна была перемещаться по схеме «ниже-выше».
Пражский Народный театр и Словацкий национальный театр в Братиславе после восстановительных мероприятий, которые предусматривали, в том числе замену работающих по принципу «ниже-выше-выше» систем, оснастили системами, функционирующими с учетом схемы «выше-выше-выше». Все вышеуказанные театры имеют камеру статического давления, которая оснащена устройствами разделения воздуха («грибками») или перфорированными диффузорами, отверстия которых имеют диаметр 0,4 сантиметра. Местом расположения таких диффузоров является нижняя часть зрительских кресел или же свободное пространство под сиденьями.
Пример графиков изменения микроклимата во время спектакля при расположении диффузоров под креслами зрителей.
Остальные случаи предусматривают раздачу воздушной массы из камеры статического давления через решетки, прикрепленные к ступеням каждого уровня зала, или через климадрант – аппарат, патентом на который обладает немецкая компания KesslenundLuch. Данным устройством оснащается спинка каждого сиденья. Оно похоже на эжекционный доводчик, оборудовано камерой накопления свежей воздушной массы с выпускным отверстием, рециркуляционным отверстием (в нижней части спинки сиденья), которое защищает регулируемая решетка, изолированной при помощи шумопоглощающей облицовки камерой соединения воздушных потоков и выпускными каналами (имеют регулируемые решетки), расположенными вверху спинки сиденья.
Воздухообмен в помещениях (подача воздуха сверху), где К - кондиционер (приточная установка), ЕВС - естественная вытяжная система, МВС - механическая вытяжная система, МВУ - механическая вытяжная установка, РУ, РжВУ - рециркуляционная установка, ППК - противопожарный клапан.
В результате исследований функционирования климадранта (проводились в зале берлинского Дворца съездов) выяснилось, что потоки начальной воздушной массы покидают камеру статического давления с высоким ускорением. После этого они оказываются в смешивающей воздух камере, соединяются с рециркуляционной воздушной массой рабочего пространства и направляются в потолочную зону на скорости около 0,8 метра в секунду. Расстояние 60-70 сантиметров от верха зрительского сиденья является местом замедления скорости воздуха. Именно здесь он сравнивается со скоростью естественного конвективного потока воздушной массы помещения. Благодаря такому решению распределения воздушных потоков зрители чувствуют себя в полном комфорте и не жалуются на появление эффекта «сквозного потока воздуха». Таким образом, каждый посетитель находится в индивидуальном микроклиматическом пространстве.
Здания культурного назначения, имеющие залы большой вместительности (примером тому служит зал Кремлевского Дворца Съездов, в котором могут одновременно находиться 6,18 тысячи посетителей), должны оснащаться устройствами раздачи воздушного потока (такими как климадрант), так как подобное решение является абсолютно рациональным.
Представленные в Таблице 1 залы строительных объектов сферы культуры, попавшие во внимание исследователей, не имеют нормативную подвижность (в пределах 0,3-0,5 метра в секунду) и, следовательно, нормативную температуру воздушной массы. В качестве причины такого недочета следует указать неправильно разработанную схему обмена воздушными потоками. Также в свое время инженерам не удалось точно подобрать устройства раздачи воздуха. Далее будут рассмотрены некоторые строительные объекты, в которых проводились испытания микроклимата.
Вместительность зрительного помещения московского театра «Современник» составляет 0,8 тысячи человек. Зал оснащен партером, в котором можно разместить 0,63 тысячи человек (в зону под балконом можно поместить 0,17 тысячи человек) и балконной зоной, предназначенной для расположения 0,165 тысячи человек. Технический этаж над холлом оборудован двумя центральными системами кондиционирования воздуха, производительность каждого из которых составляет 20 тысяч кубических метров в час, а также двумя рециркуляционно-вытяжными установками с суммарной отдачей 26 тысяч кубических метров в час (мощность одной установки составляет 13 тыс. кубометров в час). Чердачное помещение предназначено для расположения механической вытяжной установки с поступлением воздушной массы посредством осветительной галереи и тридцати потолочных проемов, в которые вмонтированы также люстры. Мощность вытяжного оборудования составляет 8 тысяч метров кубических в час. 15 процентов нагнетаемой в помещение воздушной массы удаляется естественным путем посредством противопожарного клапана сценической площадки. Согласно проектной документации, подаваемая воздушная масса распределялась таким образом:
- Объем, равный 18,3 тысячам кубических метров в час, подавался в помещение через две щелевидные решетки, расположенные в задней стене подбалконной части. При этом выдерживалась высота над паркетным полом, равная трем метрам. Также эта система нагнетала 3 тысячи кубометров в час в операторское и директорское помещения, а также в трансляционные помещения.
- Воздушная масса в объеме 18,7 тысячи метров кубических в час нагнеталась в помещение через решетки (в сумме их предусмотрено 10 штук), с выдерживанием семиметровой высоты над полом и трехметровой высоты на балконом.
Местом размещения рециркуляционно-вытяжных решеток системы, работающей по схеме «ниже-ниже-выше», стала нижняя часть балконного помещения. Также предусматривалось их симметричное расположение и установка в горизонтальном канале (по аналогии с приточной раздачей), организованном в месте стыка несущих конструкций здания.
Воздухообмен в помещениях (театр "Современник"), где К - кондиционер (приточная установка), МВС - механическая вытяжная система, МВУ - механическая вытяжная установка, РВУ - рециркуляционная установка, РВС - рециркуляционно-вытяжная система, ППК - противопожарный клапан.
Температурная разница между нагнетаемой и рабочей воздушной массой, подаваемой в партер, составила 8 градусов. При этом аналогичный показатель подаваемого в балконное помещение воздуха составил 4 градуса. По этой причине систему решили оснастить доводчиками.
Начало работы театра сопровождалось регулярными наладками и испытаниями микроклиматического оборудования, размещенного в помещениях здания. Проведение таких мероприятий способствовало выявлению массы недочетов в инженерном проекте. Одним из критических недостатков стало боковое распределение воздушной массы, которая смешивалась с нагнетаемым под большим давлением из балконного помещения потоком воздуха. Тем самым, в направлении сцены устремлялся интенсивный воздушный поток, создающий дискомфорт для посетителей. Движущийся в партер (особенно в центре помещения) воздух в некоторых местах имел скорость порядка 4,5 метров в секунду. С другой стороны, центр балконного помещения и галерка, а также подбалконные пространства испытывали недостаток свежего воздуха.
После проведения соответствующих расчетов специалисты приняли решение заменить устройства разведения воздушных потоков:
- располагающиеся в приточных каналах плафоны на аналогичные конструкции потолочного типа;
- дополняющие боковые стены помещения направляющие плоскости (местом их размещения были стеновые проемы), которые начали создавать веерные потоки воздуха, а не прямоточные.
В результате расчетов выяснилось, что реализация вышеперечисленных изменений не способна привести к желаемому результату. Вариант с организацией струй веерного типа приводил бы к постоянному раскачиванию тридцати светильников, находящихся в центральной части потолочной зоны помещения. Помимо этого, такое решение способствовало бы организации в рабочем пространстве нормативной подвижности лишь в том случае, если приточная воздушная масса уменьшится на 40 процентов относительно планируемой, необходимой для ассимиляции избытков тепла в помещении.
Аналогичную картину можно было наблюдать внутри всех обслуживаемых помещений, в которых бала организована схема обмена воздушными потоками «ниже-выше-выше» и «ниже-ниже-выше». Исключением не стал и Кремлевский Дворец Съездов, в частности, его Большой зал, вместительность которого составляет 6,18 тысячи человек. Центральную часть партера помещения охватывало перемещение воздушных потоков (учитывая расчетную мощность приточных устройств в пределах 370 тысяч кубических метров в час) со скоростью 2,5-4,5 метра в секунду. Из-за этого администрация Дворца неоднократно выслушивала нарекания со стороны посетителей. На протяжении шестнадцати лет специалисты «Проектпромвентиляции» проводили работы по уменьшению производительности кондиционеров и вытяжного оборудования. Инженерам пришлось заглушить некоторые решетки раздачи воздушного потока, что привело к сокращению мощности кондиционеров до 266 тысяч кубометров в час. Кроме того, отдача вытяжного оборудования уменьшилась на 10 процентов. Невзирая на проведенные мероприятия, специалистам не удалось полностью решить проблему микроклимата в здании, поэтому они опубликовали следующий комментарий: «Невозможно полностью ликвидировать микроклиматические недочеты главного помещения Кремлевского Дворца Съездов, так как на объекте необходимо изменить схему обмена воздушными массами. Как показала практика, зачастую с такими недостатками сталкиваются и другие инженеры, на плечи которых возложена задача создания проектов больших помещений». Позже (с 1981 по 1987 год) представители научно-исследовательского института «ЦНИИЭП инженерного оборудования» провели научные исследования по разработке и экспериментальной проверке воздухораспределительных вариантов, которые способны улучшить микроклимат в зданиях общественного назначения. Однако подобные мероприятия также не привели к организации максимально комфортной обстановки в главном помещении Кремлевского Дворца Съездов.
Воздухообмен в помещениях (Кремлевский Дворец Съездов), где К - кондиционер (приточная установка), ЕВС - естественная вытяжная система, МВС - механическая вытяжная система, РВУ - рециркуляционная установка, РВС - рециркуляционно-вытяжная система, ППК - противопожарный клапан.
В середине 90-х годов прошлого века завершились капитальные ремонтные работы в Государственном Академическом Малом театре (в одном из его филиалов). Система обмена воздушными массами в его зрительном зале была спроектирована по схеме «ниже-выше-выше». Инженеры решили установить рециркуляционные устройства забора воздуха выше рампы сценической площадки (напротив приточного потока, исходящего из потолочной зоны и подъярусного пространства). Как оказалось позже, из-за такого решения начала раскачиваться центральная массивная люстра помещения. С момента начала работы культурного объекта переделке была подвержена рециркуляционная составляющая системы. В частности, принято решение о замене устройств забора воздуха на устройства приточного типа. В этот раз местом расположения рециркуляционной части стало межферменное пространство. Помимо этого, уменьшались отдача приточного оборудования помещения – с 50 тысяч метров кубических в секунду до 32 тысяч.
Системы обмена воздушными потоками, при организации которых используется схема «ниже-ниже-выше» с возможностью рассредоточенного удаления воздуха, способны на более качественном уровне создать нормативную подвижность в рабочем пространстве обслуживаемого помещения.
Аналогичную схему приняли в основном помещении Дворца имени Ленина, расположенном в столице Азербайджана. Здесь организована температурная разница между нагнетаемым и рабочим воздухом в пределах шести градусов. Вместе с тем для подачи воздушной массы используются:
- Веерные регулирующие решетки, которыми оснастили осветительную галерею. В таком случае первичная скорость воздушного потока составляет 0,6 метра в секунду, а его скорость в рабочей зоне – 0,25 метра в секунду.
- Регулирующие жалюзийные решетки, которыми оборудованы все стены помещения.
- Цилиндрические насадки, имеющие регулирующие насадки и распложенные в потолочной зоне.
- Перфорированные панели, размещенные в подшивном потолке световой зоны.
Воздухообмен в помещениях (Дворец имени Ленина в Баку), где К - кондиционер (приточная установка), ЕВС - естественная вытяжная система, , РВУ - рециркуляционная установка, РВС - рециркуляционно-вытяжная система.
При этом воздушная масса покидает помещение:
- Естественно. Создается естественная гравитация и подпор лишнего объема нагнетаемого в помещение воздушного потока. После этого воздух высвобождается посредством парных решеток сцены, софитов и зрительной части помещения.
- Механически. Для этого предусмотрены рециркуляционно-вытяжные установки, которые позволяют воздушной массе покидать рабочую зону помещения через решетки (находятся под сиденьями) и щели стен.
В случае установки на данном объекте системы со схемой «ниже-выше» содержащаяся в нагретом воздушном потоке тепловая энергия поддерживала бы естественное гравитационное движение. Помимо этого, она бы не мешала подготовке приточной воздушной массы, а, наоборот, способствовала бы уменьшению затрат на подготовку холодного воздуха для системы кондиционирования воздуха.
На основе материалов из журнала "АВОК"